Рука Дали ощущается в каждой малейшей детали музея. Например, на стене справа можно увидеть титана с кубической головой, отжимающего синюю простыню. Его образ зародился в воображении художника в ассоциации с потеками на стене, превращенными в льющуюся из мокрого белья воду. Этот персонаж символизирует властелина дождя. Слева две ручищи держат простыню, только на этот раз белую. На стенах можно увидеть и другие огромные фигуры. Все это фотокопии, оригиналы слишком непрочны, и их нельзя подвергать опасности дождя. Многие из них можно увидеть в Зале "Темпьетто Браманте". Ансамбль полон недвусмысленных ссылок на росписи Микеланджело в Сикстинской капелле, по поводу чего Дали шутливо замечал, что его персонажам дана привилегия менять место.
После того, как купол был установлен, Дали решил внести улучшения в оформление пространства сводов: нарисовал красной краской ложную сетчатую конструкцию по голубому фону, которым покрыл всю поверхность опорного свода, и завершил убранство этой части шестнадцатью гипсовыми скульптурами, созданными им в Порт-Льигате. Это защитники музея, жестикулирующие или стоящие в героических позах, с горнами, клюками, одетые в старинные одежды, все, кроме одного, в наброшенном на обнаженное тело плаще, олицетворяющего неустанное бдение и поэтому всегда подсвечиваемого. Все фигуры передают движение, особенно ощутимое в складках драпировок, которые художник создавал под открытым небом в ветреные дни.
Дали хотел, чтобы одно из перекрытий музея имело конструкцию "геодезического купола". Несмотря на то, что признанным авторитетом в строительстве подобных куполов считался американский архитектор Ричард Бакминстер Фуллер, тем не менее, исполнителем проекта, рекомендованным со всей вероятностью самим Фуллером, стал архитектор Эмилио Перес Пинейро. В журнале "Архитектура" за июль-август 1972 года в связи со смертью Пинейро Дали так отозвался о построенном им куполе: "...Нет ничего более прочного и настолько приходящегося к месту, чем крыша Пинейро, которая, если смотреть на нее с разных сторон, представляется различными конструкциями, и все эти конструкции, в конечном счете, сливаются в блаженстве вечного света. А это означает, что в самом современном из испанских архитекторов угадывается не только великий отсвет итальянского Возрождения эпохи Палладио, но и категорическое утверждение веры нашего славного архитектора Эрреры, строителя Эскориала". Дали неоднократно повторял, что для него купол является символом единства и монархии.
Поднявшись из двора по пандусу, мы попадаем в уникальное место на сцену муниципального театра, увенчанную поразительным прозрачным куполом, ставшим символом Театра-Музея и всего Фигераса. В ночное время купол отражается в огромной стеклянной стене, отделяющей двор-сад от сцены, и создается иллюзия, что еще один такой же купол покрывает двор. Возникает игра зеркальных отражений, образы множатся.
"Начнем дом с крыши, как поступали великие зодчие Возрождения, первым делом придумывая купол."
Добавьте в закладки эту страницу, если она вам понравилась. Спасибо.
А. Пичот. Театр-Музей Дали в Фигерасе
А. Пичот. Театр-Музей Дали в Фигерасе | Купол
Комментариев нет:
Отправить комментарий